ЕЛЕНА ТАТКИНА

Мы открываем двери для всех,
кто с нами

Сейчас в Барселоне Елена Таткина проводит пленэр. Начался сезон отпусков. Народ пакует чемоданы и едет на мастер-классы, на кулинарные курсы, в языковые школы… Почему вдруг стало скучно просто загорать на пляже или потягивать коктейли в бассейне, где All Inclusive? Что происходит? Мы изменились? Жизнь изменилась? Об этом поговорили с Еленой. А ещё о том, где искать близких людей, почему потерялись художники старой формации и как стать свободным и креативным.
- Это просто модный тренд или мы изменились? В выходные не отсыпаемся, а бежим на мастер-классы, в школы, учимся онлайн... В отпуске тоже не валяемся на пляже, а уезжаем в языковые или кулинарные школы, на пленэры и мастер-классы.
    - Люди стали лучше жить. Появилось время, появились возможности… В средние века, когда человек просто выживал, некогда было думать о творчестве. Сначала - о еде и безопасности, а уже потом о душе. Кто я такой, к чему стремлюсь... Сегодня хочется не просто жить, а куда-то двигаться, развиваться. Раньше такой образ жизни был доступен только избранным, элитам. Теперь любой человек может себе позволить заниматься творчеством. Где бы ты ни жил, что бы ты ни захотел, онлайн или оффлайн... Мир открыт.
    Поэтому изменилось и представление об отдыхе. Просто отдыхать – это скучно. Гораздо интереснее найти круг единомышленников, компанию по интересам. Поэтому так много спортивных туров, танцевальных, кулинарных, арт-туров, йога-туров... Мои ученики ездят рисовать. Это правда другой отдых, когда ты не с семьёй, а с единомышленниками. Появляются новые друзья и знакомые. Девчонки потом общаются, ездят друг к другу в гости в разные страны. Как одна из моих учениц сказала: «О, боже! Это же как в пионерском лагере, но только для взрослых!»
    - Мы все ищем близких по духу людей?
      - Дома очень сложно рисовать, когда ты один, сам по себе. Если муж не художник, и друзья тоже не разделяют твоё увлечение. Ведь у любого профессионального художника есть своя среда для общения. Плюс - это же его работа. А у людей, которые рисуют для удовольствия в свободное время, этого нет. Вот прочему для них так важны мастер-классы и пленэры. Это отличный способ найти себе компанию близких по духу людей. После этого происходит творческий взлет и новый стимул для роста. Получаешь творческую подзарядку и потом возвращаешься и на этом заряде работаешь самостоятельно. И, кстати, не рисующие мужья безумно гордятся своими жёнами, когда те возвращаются с пленэра со своими работами! Человек приезжает вдохновленный, эмоционально наполненный и передает этот позитив в семью.
      - Есть хорошие художники, но они не очень хорошие учителя. Возвращается человек после такого пленэра в недоумении. Ничего не понял! А у некоторых после «конструктивной критики» мэтра даже комплексы появляются.
      - Да, бывает. Есть преподаватели от Бога, художники, готовые делиться своими знаниями. А для кого-то это способ подзаработать на преподавании. И ещё. Демо-показы, которые часто практикуются, подходят не каждому. Только художнику, который уже состоялся. Ему достаточно просто посмотреть, как работает коллега, чтобы увидеть новые приёмы, понять, как выбирает композицию, как интерпретирует сюжеты. А начинающие этого не понимают. Я знаю, кого из моих учеников надо больше поддержать, с кем-то повозиться, кому-то помочь преодолеть страх… Моя программа, наверное, больше для начинающих. Разбираем композицию по шагам, изучаем подробно разные приемы. И сюжеты выбираю не такие, какие бы рисовала я сама, а корректирую под учеников.
      Надеюсь, что у меня все получается. Посчитали недавно. У меня примерно 3000 учеников и студентов.
      - Аккаунт в Instagram надежнее членского билета Союза художников? Если есть амбиции, талант и понимание, как продвигать себя в соцсетях, то можешь стать успешным художником. Или даже продавать свои собственные уроки. Художников старой формации, мэтров, это очень раздражает?
      - Я тоже, наверное, раздражаю кого-то. Когда мне было 26 лет, я начала преподавать. Пришла первый раз на занятия к студентам второго курса. А они так носами повели. Что это за блондинка такая? Потом уже уважать стали. Конечно, правила сильно изменились. Зачем был нужен Союз художников? Чтобы твои работы брали на выставки, чтобы выдавали краски и материалы, а если повезет, то даже мастерские. А как еще можно было представить свои работы публике? Особенно, если ты живешь где-нибудь в маленьком городе. Или надо было платить за публикацию статьей в журналах. Соцсети открыли новый путь. Чтобы заявить о себе миру, тебе не нужно идти на поклон ни к кому: ни в союзы художников, ни в галереи, ни к агентам. Просто сделай себе сайт или аккаунт, рисуй и выкладывай свои работы в личную виртуальную галерею. Именно поэтому такой всплеск новых онлайн-курсов и школ, очень много арт-платформ для продажи картин. Теперь сильно проигрывают художники старой формации. Они не воспринимают все эти соцсети серьез. Сидят такие напыщенные и недовольные в своих студиях. А ведь есть очень хорошие серьезные художники, но о них никто не знает.
      - Жизнь без посредников? Сам себе и творец, и куратор, и продавец? А подписчики становятся покупателями и критиками. Теперь только ленивый художник останется голодным, страдающим, не от мира сего и в разных носках?
      - У меня тоже был этот стереотип. Считала, что художник - это тот, кто на Арбате продает свои картинки. Ну или Микеланджело. Именно поэтому после художественного училища и пошла в медицинское, потому что не видела себя ни на Арбате, ни в роли Микеланджело. Окончила его, кстати, с отличием, собиралась в институт. Но тут, на мое счастье, в нашей стране начался всплеск интереса к дизайну. До этого были только художники-оформители. И вдруг случился бум! Дизайн квартир, кафе, офисов, реклама, полиграфия… 15 лет занималась компьютерной графикой, работала в кино. Теперь с удовольствием делюсь накопленным опытом. Мы не заметили, как искусство стало частью нашей обычной жизни. И даже если ты просто ведешь свой Инстаграм, все равно должен понимать законы композиции и цвета, уметь работать с изображением и обрабатывать фотографии. Многие мои ученики в своё время не смогли реализовать свою мечту – стать художниками. Родители посчитали, что это баловство. И вижу, что после моих курсов кто-то бросает свою работу, идёт учиться дальше. Как здорово, что люди начинают верить в свои силы и меняют свою жизнь.
      - Если взять обычный отпуск и арт-тур: чем отличается взгляд художника от взгляда обычного туриста?
      - Ты приезжаешь в незнакомый город и просто гуляешь по улицам. Но никогда не увидишь того, что тебе покажет хороший гид. В арт-туре художник тоже как гид, проводник в арт-пространстве. Он открывает тебе глаза, объясняет, какой сюжет или композицию выбирает, почему и как передает это на бумагу. Ты начинаешь видеть его глазами, накапливаешь багаж эмоций и впечатлений.
      Вот удивительный пейзаж. Вау! Как красиво! Тебя переполняют эмоции. Но ты не знаешь, что с ними делать. Начинаешь судорожно все фотографировать, чтобы всё это запомнить, сохранить свои ощущения, а потом этим поделиться или вернуться к ним. Но как удержать это ощущение? Ну, покажешь ты фотографии своим родственникам. Если не сбегут. Чтобы прочувствовать и сохранить свои эмоции надолго, надо их передать как образ. Пленэр – это не мастер-класс. Это не работа в удобной студии, где всё можно разобрать по шагам, по этапам. Пленэр – это умение видеть и чувствовать то, что не видят другие. А в компании друзей - это непередаваемый кайф! Ты можешь разделить эти свои эмоции с кем-то. "Смотрите, какая офигенская ободранная стена!" И все: "Вау!" Твоя эмоция умножается на 10. А твой муж только бы пожал плечами. И ты как-то сникаешь. Нам так нужны люди, которые разделяют наши чувства. Хоть ненадолго…
      comments powered by HyperComments
      ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ