интервью

Хочешь быть счастливым?
Оставайся прекрасным дилетантом!

интервью с Вероникой Лобаревой
Все внезапно захотели стать художниками. Рынок ломится от предложений: онлайн-школы, мастер-классы, пленэры... Сегодня любой желающий может продавать свои работы. В интернете появилась масса онлайн-площадок и галерей, соцсети. И не надо быть членом Союза художников, как раньше. Люди неохотно признаются в том, что хотели бы зарабатывать на своём творчестве. Говорят, что деньги – не главное, а живопись – это для души. И на мастер-классы ходят, чтобы отдохнуть от работы, а на пленэры едут, чтобы провести отпуск в хорошей компании. Но что греха таить, денег ведь никогда не хватает! Как начать зарабатывать любителю? Вероника Лобарева, успешный и хорошо продаваемый художник, рассказала, что происходит, когда хобби становится профессией.
- Тебя как профессионального художника не раздражает нашествие любителей? Нарисовал портрет в стиле «палка-палка-огуречик» и повесил на продажу где-нибудь в соцсетях. А если придумать под это дело концепцию, то еще и купят. Возможно, дорого.
- Не знаю, чем вызван подобный бум. Наверное, началось это не с живописи. Началось это с телепрограммы «Ледниковый период», с фигурного катания. Все пошли танцевать, петь, появилось желание сделать свою жизнь интереснее... Нет, меня не раздражает, что люди занялись творчеством. Это хорошо, что у всех есть какое-то хобби. Нет проблем, что рядом с тобой любители продают свои работы в соцсетях. У них - свои покупатели, у меня – свои.

Дело в другом. Вот видишь объявление о мастер-классе. Замечательно. А потом заходишь и смотришь на работы того художника, который ведет этот мастер-класс. Смотрю на эти работы и думаю: «С чего ты решил, что сам что-то умеешь?» Конечно, говорить об этом не очень корректно. Нет у меня такого права решать, кто может учить, а кто нет. Но печально, что учат других часто слабые художники.

Вероника Лобарева

Вероника Лобарева родилась в г. Ангарске Иркутской области.
В 1986 г. поступила в Иркутское Художественное училище на отделение станковой живописи. После училища до 1996 г. работала в декорационном цехе Театра Юного Зрителя им. А. Вампилова. С 1996 г. – свободный художник.
Член Союза художников России с 2010 г. Живет и работает в г. Иркутске. Постоянный участник российских и зарубежных выставок. Работы находятся в частных коллекциях Австрии, Германии, Китая, России, Франции, Японии.
- Но у взрослого человека уже нет времени на классическое художественное образование. А очень хочется продвинуться вперед. Есть более короткий путь?
- Нет короткого пути. Невозможно купить онлайн-курс и стать художником. С чего это вдруг это получится? Ты же не потратил годы на учебу... Хотя и самодеятельные художники многого добиваются. В любом случае – это ежедневный труд. Если вы хотите чего-то добиться, самореализоваться – это вопрос профессионализма. А значит – это годы и годы работы, просто упёртый труд. Ты должен работать ежедневно. И с гулькин нос радости. Если хочешь просто рисовать – рисуй! А вот если ты не просто «порисовать» и получить удовольствие, а вырасти как профессиональный художник, двигаться, выставляться, продаваться, то вот тут начинаются неожиданные проблемы совсем другого рода… И пропадает радость.
- То есть уже рисуют не для радости, а для заработков? Может быть, это тоже удовольствие, но другого рода?
- Как человек начинает рисовать? От желания получить удовольствие от самого процесса: «Я хочу писать, мне радостно от творчества!» Но потом ему становится мало. Он хочет успешно продаваться, выставляться или стать известным. Хобби становится профессией со всеми вытекающими отсюда проблемами. Кстати, это два совершенно разных вопроса. Знаменитым стать не проблема. А вот как стать богатым? В принципе, это неправильно поставленные вопросы. Их обычно объединяют вместе. Вопрос не в том, как заработать денег, а как их зарабатывать постоянно.

Если ты хочешь отдохнуть, расслабиться – пиши, рисуй. Пусть это будет как хобби. Только в этом случае ты будешь получать от этого удовольствие. Как только ты перейдешь в профессиональную деятельность, вся твоя радость сразу закончится. И начнется профессиональная чернуха.

Женя Бондарева в одном из постов высказала очень интересную мысль. Как только она начала профессионально обучаться – радость стала исчезать. Профессия не предполагает такого удовольствия как от хобби. Я себя чувствовала счастливым художником пока работала в театре. Вечером приходила умотанная и делала что-то для себя. Не для того чтобы продать, не для выставки. Мне просто хотелось что-то писать, и я получала от этого огромное удовольствие. Потом, когда я ушла из театра, я стала зарабатывать картинами и началось… И никакой радости. Тебе звонят и говорят: «У нас закончились работы с видами Иркутска». И я брала себя в руки и насиловала себя как художника, надо было деньги зарабатывать. Сейчас я могу себе позволить делать то, что хочу. Нравится – покупайте, не нравится – не покупайте. Это в любом случае становится востребовано, потому что мне самой это нравится. Но с радостью, увы, большие проблемы! Потому что половина головы ориентируется на рынок.
Арт-тур в испанию
С 24 февраля по 3 марта мы вместе с Вероникой Лобаревой отправляемся в Аликанте!
В группе осталось всего 1 свободное место.
- Ты – уникальный человек, художник, который успешно продается. Даже подрабатывать не надо! Вообще у нас талантливых художников хватает. Но, в основном, все они жалуются на свою нелёгкую жизнь. Что с ними не так? Жизнь изменилась, а они нет?
- Художники, которые не перестраиваются, не осваивают новые технологии, в том числе онлайн-продажи и соцсети, вот они сидят и жалуются на свою жизнь. Говорят, нет у них времени всем этим заниматься, осваивать. А кто за тебя это сделает? Сидишь жалуешься, что денег нет. А что ты сделал для того, чтобы они были?
- Ты говорила, что живопись – это чистая математика. И даже подготовила какие-то схемы и таблицы для мастер-класса.
- Есть некие алгоритмические вещи, которые человек должен знать, когда осваивает любую профессию. В живописи – это тон, цвет, тепло/холодность цвета, насыщенность, ритм, статика, динамика, симметрия и асимметрия и т.д. Нам все это преподают в художественных учебных заведениях. Но не всегда это дается системно. Начали с гипсового горшка, закончили фигурой человека. Натура усложняется, а эти алгоритмы идут сами по себе и объясняют их в разное время, разбрасывают по разным предметам – рисунок, живопись, композиция. Один известный преподаватель сказал, что он отталкивается от вопросов студентов. А какие вопросы ты можешь задать, когда еще ничего не знаешь? Я понимаю, что неделя мастер-класса не заменит, конечно, полжизни опыта и 6 лет обучения. Но можно напомнить и себе, и ученикам базовые вещи, которые обязательно нужно знать. Поэтому всё записала как алгоритм на один листочек. Очень удобно - взял лист и проверил себя по всем пунктам по каждой работе. Вот это и есть математика. Но творчество – это не математика. Это мысли, чувства, жизненный опыт. Это главное для художника.
- Ну это же совершенно естественное желание любого человека, чтобы его оценили, лайкнули, купили картину… Разве не так?
- Я поняла, почему меня раздражают такие вопросы, как стать богатым и знаменитым, как выставляться… Эти вопросы касаются внешних мотиваций. А я все время хочу человеку объяснить, что нужно ориентироваться на внутреннюю мотивацию. Пока ты будешь себя сравнивать с каким-то художником, не учиться, а сравнивать «лучше-хуже», ничего хорошего не получится. Кто-то дороже продался, кто-то дешевле, поставили «лайк» или нет… Пока есть внешняя мотивация, художника нет. Она убивает тебя.

Почему дилетант получает удовольствие от процесса работы? Потому что он живет на внутренней мотивации. Хочется «размазать» краску по холсту, и делает это с наслаждением. Захотелось порисовать – порисовал. Пришел с работы и просто радуется, что у него есть время писать картину, без оглядки на «лайки» и заработки. Счастлив тот художник, который дошел до этой мысли. Нужно просто переместить центр своего внимания на внутреннюю мотивацию. И тогда появляется радость и удовольствие от работы! А всё, что приносит радость нам, передает эту энергию дальше. И эту работу купят. С радостью!

Понятно, что денег много не бывает, но бывает достаточно. Мне их достаточно, чтобы о них не думать. Но вопрос внутренней радости от своей работы, он все равно стоит. Ежедневно. Это вопрос номер один. Какие счастливые люди дилетанты! Сидят рисуют... А хочешь большего? Тогда получай по полной программе…
- Помните, Борис Гребенщиков пел:
"Прекрасный дилетант на пути в гастроном -

Того ли ты ждал, того ли ты ждал?"..
Ну, так вот, послушайте ещё раз и… сделайте свой выбор.
WhatsApp: +7-952-167-3802
E-mail: artfriendsclub@gmail.com