ВЯЧЕСЛАВ КОРОЛЕНКОВ

Как стать богатым и знаменитым художником

Обязательно ли быть известным, чтобы дорого продавать свои работы? Рисовать ради искусства или ради покупателя? Что важнее – писать или видеть? И легко ли живётся художникам? Лайфхаки от Вячеслава Короленкова!
Вячеслав Короленков закончил Московскую художественную Академию им. Строганова. Член Творческого Союза Художников России. Постоянный участник выставок «Арт-салон в ЦДХ», выставок, организуемых Творческим Союзом Художников России. Участник международных пленэров в Латвии, Сербии.
Постоянно экспонируется в ряде галерей России, Франции, США. Работы находятся в частных коллекциях Японии, Америки, Германии, Франции и других стран.
Живет в Москве. Последние 6 лет постоянно проводит мастер-классы по всему миру - Черногория, США, Швейцария, Германия, Греция, Латвия.
- Когда вы захотели стать известным художником?
- Кажется, в пятом классе. Однажды я сидел за партой и копировал карандашом репродукцию из журнала «Огонёк». Весь класс собрался за моей спиной, потому что рисовал я Венеру Милосскую. Это же обнаженная натура! К моему ужасу это заметил наш завуч. Все его ужасно боялись. Я готов был провалиться! А он вдруг одобрительно потрепал меня по голове. И только уточнил: «Не рановато ли, молодой человек?»
В общем, уже в то время у меня была какая-то внутренняя установка – стать известным художником не ниже уровня Рафаэля! Я знал его, конечно, только по репродукциям и считал самым крутым.
Сейчас художнику известность нужна, скорее, для бизнеса, чтобы картины хорошо продавались. Ведь если у тебя замечательные картины, но ты сидишь где-нибудь в глухой деревне, то никому это не интересно.
- Значит, художники хотят стать известными, чтобы стать богатыми? Но может есть более короткий путь к деньгам?
- Обязательно ли быть известным, чтобы дорого продавать свои работы? Скорее всего, да. Наш мир так устроен. Часто платят только за имя, а не за саму работу художника. Шемякин говорил, что можно обмотать веревками стул и продать его за миллион долларов. Сумасшедший дом? Возможно. Но такие правила в этой жизни и такие покупатели. Я вот не чувствую себя сумасшедшим, поэтому хожу где-то по краю этого мира.
- Сегодня практически стерлась граница между журналистами и блогерами. А между художниками профессиональными и любителями?
- Интересно, что в Америке, где я часто даю свои мастер-классы, нет профессиональных союзов художников, нет званий и регалий. Ведь это глупость, что сидят где-то люди и голосуют друг за друга. А в реальной жизни уважают совсем других художников. Тут надо для себя решить: ты живешь для искусства или для продажи.
- Так это же абсолютно разные направления? Жить ради искусства - это можно сидеть дома и рисовать для себя. А если для продажи, то надо знать, что хочет покупатель?
- Сложный вопрос… Если я буду учитывать только желание покупателя, я очень быстро выгорю как художник. Однажды я приехал в гости к одному знакомому художнику. Он очень хорошо продаётся в Штатах. И он вдруг говорит, что много раз пробовал писать как я, размашисто так. И не получается. Со слезами на глазах говорил, что скатывается в привычную деталировку, к тому, как привык писать и что охотно покупают. Получается, что он потерял себя, какое-то художественное чутьё. Это трагедия! Дашь слабинку, подстроишься под рынок - и всё, ты погиб.
- Был перерыв в 15 лет, когда вы не писали, даже к кистям не прикасались. Было сложно вернуться? Пришлось начинать с нуля?
- Нет, не совсем. Конечно, тогда я с ужасом думал, удастся ли мне вернуться?! Слишком большой перерыв… Кто-то даже в комментариях спрашивал, можно ли сравнить художника с музыкантом, который должен всегда тренировать пальцы? Нет, нам не руки тренировать надо, нам мозг тренировать надо! Писать можешь хоть ногой, если видишь. Да, прошло 15 лет, а я стал писать лучше. Это потому что я стал смотреть вокруг иначе. Как будто открывается новое видение мира, и именно оно управляет твоей рукой.
- Вы этому видению учите на своих мастер-классах?
- А зачем учить писать? Ведь у каждого свой стиль, манера письма. А вот если ты начинаешь видеть! Как это объяснить... Ведь это всё обман – наша живопись. Мы пишем не то, что видим, а то, что хотим видеть. Это такая большая разница! Картина – не фотография, это результат твоей фантазии, опыта, впечатления, удивления, открытия этого мира...
- Сейчас жизнь так изменилась, и в 50 лет человек может поменять всё – работу, страну, профессию… И, значит, ещё можно успеть стать хорошим художником?
- Я преклоняюсь перед людьми, которые не боятся начинать писать в этом возрасте! Одна бабушка, ей 96 лет, говорила мне: «Я столько ещё могу языков выучить!» Всё зависит от внутренней силы, задора, жажды жизни и радости перспектив. Как прекрасно, когда человек делает то, что он хочет! Душа, если она есть, сама подсказывает нам, куда идти. Живопись или поэзия – это пути для раскрытия души. Одна моя ученица работала в очень престижном месте и ходила каждый день на работу в офис, который находился в каком-то престижном небоскребе. И однажды взяла и всё бросила. Почувствовала, что больше не может ходить на работу, что для другого рождена... Сейчас у неё новая жизнь. Она погрузилась с головой в живопись.
- Надеюсь, она не голодает? Художник должен уметь продавать свои работы?
- Надо начать с того, чтобы было что продавать. Слишком много людей, которые ещё ничего не умеют делать, а уже хотят что-то продавать. Есть художественный рынок, и картины – это тоже товар. Если ты готов продавать товар низкого качества, значит, у тебя будет такой покупатель. Если у тебя очень высокая планка в искусстве, то у тебя будут и покупатели высокого уровня. И ещё есть середина. Каждый выбирает свою нишу. Я ещё мальчиком выбрал для себя очень высокую планку. Поэтому продажи лично для меня были на последнем месте. Сейчас художникам стало жить легче. Кроме галерей, салонов и агентов добавились виртуальные арт-площадки - их тысячи! Есть соцсети: Фейсбук, Инстаграм, Пинтерест, много возможностей, где ты можешь представить свои работы. Границы остались только у человека в голове! Выставляйся, показывай себя всеми возможными способами. Покупатель всегда найдется. Но сначала - работы!
- А как появилась идея проводить мастер-классы? Многие художники пытаются, но не выходит… И раздражаются, когда ученики не оправдывают ожидания.
- А мне как-то знакомые предложили провести мастер-класс на пленэре. Собрались и поехали! Вот так всё и началось. Я начал учить и стал учиться сам. Удивительно, что лучше понимаешь что-то, когда объясняешь это другому человеку. Мы живём в мире с таким художественным багажом, накопленным веками! Собираю знания по кусочкам у разных художников. У одного что-то возьмёшь, у другого подсмотришь… Мои ученики говорят, что я очень много даю информации, все разжёвываю и преподношу на блюдечке. Пишу и объясняю, как и почему появляется именно этот мазок, на чем это всё базируется… Конечно, надо так писать, чтобы людям захотели прийти к тебе учиться, чтобы ты был им интересен как художник. А какой ты преподаватель, так это они сами разберутся... В основном, ко мне приходят люди, которые со мной на одной волне, у нас одно восприятие мира.
- А сколько уже учеников?
Ну давай посчитаем. Допустим, у меня уже прошло около 100 мастер-классов, приходили примерно по 10 человек. Значит уже больше 1 000! Но это неважно. Вот художник Николай Фешин уже давно умер, но я считаю его своим учителем…
comments powered by HyperComments
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ